понедельник, 24 февраля 2014 г.

Офтальмологические требования к раздаточному и демонстрационному материалу

Коррекционно-педагогические (офтальмологические) требования к демонстрационному и раздаточному материалу

 Творческой группой учителей–дефектологов при содействии врача-офтальмолога были разработаны  требования, которые необходимо выполнять при предъявлении стимульного материала, обращенного к зрительному восприятию детей с нарушением зрения:

· Предъявленный материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений на карточках, листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме.

·Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми объектами на черном фоне. Лучше воспринимают силуэтные фигуры, нежели контурные
·         При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов.

· Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.


·         Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально – 20-30 см. картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.

·         Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.


·         Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный фон (желательно зеленый) и светлый объект, а для дальнозорких – наоборот. Объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей. Необходимо     иметь два мольберта для рассматривания на уровне глаз: 1 – для рассматривания, сидя, другой – стоя.

·         Цветовую гамму желательно использовать в желтых, красных, оранжевых и зеленых тонах.


·  Рассаживать детей надо сообразно с их диагнозами. За первые столы необходимо сажать детей, страдающих амблиопией высокой степени и расходящимся косоглазием, за последние столы – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.

·         Во время занятий традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.


Для правильной организации зрительной работы детей с нарушением зрения необходимо знать зрительные диагнозы каждого ребенка. Л.А. Григорян разработал 7 типов зрительных нагрузок. Каждая нагрузка включает в себя задачи, упражнения, характеристику учебно-наглядных пособий.
Зрительная нагрузка №1. (0,01-0,1
Задачи:
- Повышение остроты зрения;
- Развитие цветоощущений;
- Развитие форменного зрения;
- Развитие зрительного внимания;
- Взаимодействие всех анализаторов.
Характеристика учебно наглядных пособий:
 - Рекомендуется предъявлять объекты в оранжевых, красных, зеленых тонах без оттенков с высокой цветовой насыщенностью, контрастностью по отношению к предъявляемому фону. Размер более 2 см, предъявлять можно и плоскостные и объемные формы. При этом объемные формы обследуются не только зрительно, но и осязательно. Занятие можно проводить в любое время дня.
  • Упражнения:
- При ознакомлении с цветом ( «Радуга», «Чайный сервиз», кубики «Народные узоры», картинки «Теплые и холодные оттенки», книжки раскраски)
- Ознакомление с формой и величиной( Угадай, что это; Чудесный мешочек, Найди такое же)
- Ориентировка в пространстве (Путешествие по групповой комнате, участку, Найди место в комнате, 1-2-3 к домику, песочнице, дереву беги)
- Упражнения с участием зрительного, слухового и др.анализаторов ( найди на ощупь, музыкальный волчок)
2. Зрительная нагрузка №2 (0,4-1,0)
  • Задачи:
- Повышение остроты зрения
-Формирование представлений о цвете
- Развитие глазодвигательных функций
- Выработка и закрепление бинокулярного зрения
- Развитие зрительного внимания
- Развитие всех анализаторов

  • Характеристика учебно-наглядных пособий:
- Цвет объектов разнообразный;
- Размер около 2 см, можно меньше.
- Занятие в любое время дня
  • Упражнения:
- На формирование представлений о цветах спектра, оттенках (радуга, чайный сервиз, кубик, народные узоры, картинки теплые - холодные, окраска воды, Цветной волчок, распустившиеся цветы, праздничный салют, зажги фонарик )
- Ознакомление с формой, величиной (угадай что это, чудесный мешочек,)
- Анализ сложной формы (кубики, выкладывание орнамента, составление узора, из каких фигур состоит предмет, разрезные картинки, склеим чайник)
- Упр. На развитие все анализаторов (чудесный мешочек, счет на слух, на ощупь; путешествие по группе, участку)
3. Зрительная нагрузка №3 (0,01-0,1 монокулярное, альтернирующее, одновременное)
  • Задачи:
- Повышение остроты зрения
- Развитие зрительного внимания
- Развитие зрительного анализа и синтеза
- Развитие форменного зрения
  • Характеристика учебно-наглядных пособий:
- Цвет оранжевый, красный, зеленый
- Размер крупнее 2 см
Формы разнообразные преимущественно плоские
- время проведения – утро, полдень
Упражнения:
- Упражнения на анализ сложной формы ( выкладывание орнамента, составление узора произвольное, по словесному указанию, по образцу, из каких фигур состоит предмет, разрезные картинки, составь целое из части, неразбериха, что изменилось)
- на формирование представлений о цветах ( подбери себе товарища, подбери предметы по цвету, телевизор, разноцветные сарафаны, волшебные цвета, одень кукол красиво)
- на развитие зрительного внимания ( найди различное в 2 одинаковых предметах, лабиринт, соедини точки, дорисуй, найди пару)
4. Зрительная нагрузка №4 (0,01- 0,3)
  • Задачи:
- Повышение остроты зрения
- Развитие цветоощущений
- Развитие форменного зрения
- Развитие зрительного внимания
- Взаимодействие всех анализаторов
  • Характеристика учебно-наглядных пособий:
- Размер более 2 см
- Формы разнообразные, преимущественно плоские
- Цвет красный, оранжевый
- Время проведения - утро, полдень
  • Упражнения:
- При ознакомлении с цветом ( «Мозаика» «Радуга», «Чайный сервиз», кубики «Народные узоры», картинки «Теплые и холодные оттенки», книжки раскраски)
- Ознакомление с формой и величиной( Угадай, что это; Чудесный мешочек, Найди такое же, обведение по контуру, лото животные, цветы)
- Ориентировка в пространстве (Путешествие по групповой комнате, участку, Найди место в комнате, 1-2-3 к домику, песочнице, дереву беги)
- Упражнения с участием зрительного, слухового и др. анализаторов
 ( найди на ощупь, музыкальный волчок)
5. Зрительная нагрузка №5 (0,8-0,7 сходящееся косоглазие)
  • Задачи:
- Развитие глазодвигательных и прослеживающих функций глаза (вверх-вдаль)
-  Развитие зрительного внимания
- Развитие остроты зрения
- Развитие цветоощущения
- Взаимодействие всех анализаторов
  • Характеристика учебно-наглядных пособий:
- Предъявляются различные цвета, размеры и пособия
- Занятия проводятся в любое время дня
Упражнения на расслабление ( смотреть вдаль за листьями, самолетом, шаром, летящими птицами, бадминтон, набрось кольцо, запускание воздушных шариков, разбрасывание мячей, вертолет, бумажные голуби, найди одинаковое, разное в группе, пройди по дорожке, поймай рыбку)
6. Зрительная нагрузка №6 (расходящееся косоглазие)
  • Задачи:
- Развитие глазодвигательных и прослеживающих функций глаза
- Повышение остроты зрения
- Повышение зрительного внимания
- Развитие цветоощущений
- Взаимодействие всех анализаторов
  • Характеристика учебно-наглядных пособий:
- Предъявляются объекты любых цветов и размеров
- Занятие проводится в любое время дня
  • Упражнения:
Задания должны быть направлены на работу вблизи и внизу, на сведение зрительных осей.
(Мозаика всех видов, вышивание, дорисовка, обводка по контуру, калейдоскопы, шнуровка, разложи по цвету, строитель, конструктор, домино, лото, нанизывание бус, составление картинок)
7. Зрительная нагрузка №7 (0,4 – 1,0)
  • Задачи:
- Повышение остроты зрения
-Развитие цветоощущений
- Развитие форменного зрения
- Развитие зрительного внимания
- Взаимодействие всех анализаторов
  • Характеристика учебно-наглядных пособий:
Дидактические пособия имеют лишь возрастные показания.

Упражнения ( как в зрительной нагрузке №2, баскетбол, бадминтон, кегли, попади в ворота, поймай мяч, метание мяча в цель, кольцебросы, забей гвоздь)


Комментариев нет:

Отправить комментарий