Коррекционно-педагогические (офтальмологические) требования к демонстрационному и раздаточному материалу
· Предъявленный материал может состоять из реальных объектов,
геометрических плоскостных и объемных форм, изображений на карточках, листах
бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной
цветовой гамме.
·Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону
должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст при обследовании
предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по
сравнению с белыми объектами на черном фоне. Лучше воспринимают силуэтные
фигуры, нежели контурные
·
При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений
по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой
контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов.
· Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и
зрительных возможностей детей.
·
Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально – 20-30 см . картинки предъявляются
под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.
·
Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних
деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в
соответствии с заданием.
·
Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые
экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный
фон (желательно зеленый) и светлый объект, а для дальнозорких – наоборот. Объект
(изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей.
Необходимо иметь два мольберта для
рассматривания на уровне глаз: 1 – для рассматривания, сидя, другой – стоя.
·
Цветовую гамму желательно использовать в желтых, красных, оранжевых и
зеленых тонах.
· Рассаживать детей надо сообразно с их диагнозами. За первые столы
необходимо сажать детей, страдающих амблиопией высокой степени и расходящимся
косоглазием, за последние столы – детей с более высокой остротой зрения и
сходящимся косоглазием.
·
Во время занятий традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на
дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.
Для правильной организации
зрительной работы детей с нарушением зрения необходимо знать зрительные
диагнозы каждого ребенка. Л.А. Григорян разработал 7 типов зрительных нагрузок.
Каждая нагрузка включает в себя задачи, упражнения, характеристику
учебно-наглядных пособий.
Зрительная нагрузка №1.
(0,01-0,1
Задачи:
- Повышение остроты зрения;
- Развитие цветоощущений;
- Развитие форменного зрения;
- Развитие зрительного
внимания;
- Взаимодействие всех
анализаторов.
Характеристика учебно наглядных пособий:
- Рекомендуется предъявлять объекты в
оранжевых, красных, зеленых тонах без оттенков с высокой цветовой
насыщенностью, контрастностью по отношению к предъявляемому фону. Размер более
2 см, предъявлять можно и плоскостные и объемные формы. При этом объемные формы
обследуются не только зрительно, но и осязательно. Занятие можно проводить в
любое время дня.
- Упражнения:
- При
ознакомлении с цветом ( «Радуга», «Чайный сервиз», кубики «Народные узоры»,
картинки «Теплые и холодные оттенки», книжки раскраски)
-
Ознакомление с формой и величиной( Угадай, что это; Чудесный мешочек, Найди
такое же)
-
Ориентировка в пространстве (Путешествие по групповой комнате, участку, Найди
место в комнате, 1-2-3 к домику, песочнице, дереву беги)
-
Упражнения с участием зрительного, слухового и др.анализаторов ( найди на
ощупь, музыкальный волчок)
2. Зрительная нагрузка №2 (0,4-1,0)
- Задачи:
- Повышение остроты зрения
-Формирование представлений о
цвете
- Развитие глазодвигательных
функций
- Выработка и закрепление
бинокулярного зрения
- Развитие зрительного
внимания
- Развитие всех анализаторов
- Характеристика учебно-наглядных пособий:
- Цвет объектов
разнообразный;
- Размер около 2 см, можно
меньше.
- Занятие в любое время дня
- Упражнения:
-
На формирование представлений о цветах спектра, оттенках (радуга, чайный
сервиз, кубик, народные узоры, картинки теплые - холодные, окраска воды,
Цветной волчок, распустившиеся цветы, праздничный салют, зажги фонарик )
-
Ознакомление с формой, величиной (угадай что это, чудесный мешочек,)
-
Анализ сложной формы (кубики, выкладывание орнамента, составление узора, из
каких фигур состоит предмет, разрезные картинки, склеим чайник)
-
Упр. На развитие все анализаторов (чудесный мешочек, счет на слух, на ощупь;
путешествие по группе, участку)
3.
Зрительная нагрузка №3 (0,01-0,1 монокулярное, альтернирующее, одновременное)
- Задачи:
-
Повышение остроты зрения
-
Развитие зрительного внимания
-
Развитие зрительного анализа и синтеза
-
Развитие форменного зрения
- Характеристика учебно-наглядных пособий:
-
Цвет оранжевый, красный, зеленый
-
Размер крупнее 2 см
Формы
разнообразные преимущественно плоские
-
время проведения – утро, полдень
Упражнения:
-
Упражнения на анализ сложной формы ( выкладывание орнамента, составление узора
произвольное, по словесному указанию, по образцу, из каких фигур состоит
предмет, разрезные картинки, составь целое из части, неразбериха, что
изменилось)
-
на формирование представлений о цветах ( подбери себе товарища, подбери
предметы по цвету, телевизор, разноцветные сарафаны, волшебные цвета, одень
кукол красиво)
-
на развитие зрительного внимания ( найди различное в 2 одинаковых предметах, лабиринт,
соедини точки, дорисуй, найди пару)
4.
Зрительная нагрузка №4 (0,01- 0,3)
- Задачи:
-
Повышение остроты зрения
-
Развитие цветоощущений
-
Развитие форменного зрения
-
Развитие зрительного внимания
-
Взаимодействие всех анализаторов
- Характеристика учебно-наглядных пособий:
-
Размер более 2 см
-
Формы разнообразные, преимущественно плоские
-
Цвет красный, оранжевый
-
Время проведения - утро, полдень
- Упражнения:
-
При ознакомлении с цветом ( «Мозаика» «Радуга», «Чайный сервиз», кубики «Народные
узоры», картинки «Теплые и холодные оттенки», книжки раскраски)
-
Ознакомление с формой и величиной( Угадай, что это; Чудесный мешочек, Найди
такое же, обведение по контуру, лото животные, цветы)
-
Ориентировка в пространстве (Путешествие по групповой комнате, участку, Найди
место в комнате, 1-2-3 к домику, песочнице, дереву беги)
-
Упражнения с участием зрительного, слухового и др. анализаторов
( найди на ощупь, музыкальный волчок)
5.
Зрительная нагрузка №5 (0,8-0,7 сходящееся косоглазие)
- Задачи:
-
Развитие глазодвигательных и прослеживающих функций глаза (вверх-вдаль)
- Развитие зрительного внимания
-
Развитие остроты зрения
-
Развитие цветоощущения
-
Взаимодействие всех анализаторов
- Характеристика учебно-наглядных пособий:
-
Предъявляются различные цвета, размеры и пособия
-
Занятия проводятся в любое время дня
Упражнения
на расслабление ( смотреть вдаль за листьями, самолетом, шаром, летящими
птицами, бадминтон, набрось кольцо, запускание воздушных шариков, разбрасывание
мячей, вертолет, бумажные голуби, найди одинаковое, разное в группе, пройди по
дорожке, поймай рыбку)
6.
Зрительная нагрузка №6 (расходящееся косоглазие)
- Задачи:
-
Развитие глазодвигательных и прослеживающих функций глаза
-
Повышение остроты зрения
-
Повышение зрительного внимания
-
Развитие цветоощущений
-
Взаимодействие всех анализаторов
- Характеристика учебно-наглядных пособий:
-
Предъявляются объекты любых цветов и размеров
-
Занятие проводится в любое время дня
- Упражнения:
Задания
должны быть направлены на работу вблизи и внизу, на сведение зрительных осей.
(Мозаика
всех видов, вышивание, дорисовка, обводка по контуру, калейдоскопы, шнуровка,
разложи по цвету, строитель, конструктор, домино, лото, нанизывание бус,
составление картинок)
7.
Зрительная нагрузка №7 (0,4 – 1,0)
- Задачи:
-
Повышение остроты зрения
-Развитие
цветоощущений
-
Развитие форменного зрения
-
Развитие зрительного внимания
-
Взаимодействие всех анализаторов
- Характеристика учебно-наглядных пособий:
Дидактические пособия имеют
лишь возрастные показания.
Упражнения
( как в зрительной нагрузке №2, баскетбол, бадминтон, кегли, попади в ворота,
поймай мяч, метание мяча в цель, кольцебросы, забей гвоздь)
Комментариев нет:
Отправить комментарий