воскресенье, 16 марта 2014 г.

Рекомендации для учителей по работе с детьми с нарушением зрения в зависимости от вида зрительной патологии

Рекомендации для учителей по работе с детьми с нарушением зрения в зависимости от вида зрительной патологии.

  1. МИОПИЯ ( близорукость)
Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки)
Опасность:  глаз  растягивается в переднем   и   заднем направлении и может наступить отслоение ( ощущение- «заискрилось» в глазах).
Рекомендации:
- обязательно хорошее освещение,
-нельзя низко наклоняться, беречь спину,
-исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости)
-необходимо укреплять иммунную систему ( недостаток  витаминов),
-ребенок должен сидеть в передней половине класса, ближе к источнику освещения ( окну),
-освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях по труду, при самостоятельной работе-1500 лк.,
- допустимая зрительная нагрузка-10 мин.,
- зрительная гимнастика не  менее 2-х раз на протяжении всего занятия,
- строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание,
- постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.

  1. ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость)
Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой)
Рекомендации:
- возможны физические нагрузки,
- легче смотреть вдаль,
- предметы для демонстрации, работы- крупные, красочные,
- трудно работать в тетради- чаще у доски.
3.  АСТИГМАТИЗМ
Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая
Рекомендации:
-дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности
При смешанном астигматизме ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:
-использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками;
- ребенок испытывает  затруднения при  соединении элементов букв, линий на чертежах  и рисунках,
- т.к. не видят четко границы парты и других плоскостей- неуклюжи за партой- роняют ручки  и другие принадлежности
4.  АМБЛИОПИЯ
Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.
Рекомендации:
- при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают  трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов,
- допустимая нагрузка- 10 минут;
- отдых для ребенка -  это работа на слух, устное выполнение заданий-10 минут;
- использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью  мозаики, пазллов, рассматривание картинок,
- использовать трафареты, контурные изображения.
5.  КОСОГЛАЗИЕ 
Отклонение глазного яблока от основной  зрительной оси.
Рекомендации:
- снижаются зрительные функции,
-отсутствует бинокулярное зрение ( нет слияния в единый образ),
-замедляется скорость,точность дифференцированность  восприятия предметов окружающего мира,
- т.к. существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании  сюжетных картин, в выполнении  практических действий, в ориентировке  в пространстве.
6. СХОДЯЩЕЕСЯ  КОСОГЛАЗИЕ
Рекомендации:
-необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов;
-при списывании текст располагать на подставке на удаленном расстоянии.
7. РАСХОДЯЩЕЕСЯ   КОСОГЛАЗИЕ
Рекомендации:
- работая на столе,  на коленях, на полу используя мелкие детали;
- т.к возникают трудности при списывании с доски, использовать индивидуальные карточки;
- развивать слуховое внимание.
8. НИСТАГМ
Патология  глазодвигательной  системы -  качание глаза  по вертикали, горизонтали,    круговые движения глазом.
Причина:  поражение ЦНС.
Рекомендации:
- т.к. нарушена функция взора, недопустимо списывание с доски,
- работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания,
-при чтении текста, нижнюю границу  строки контролировать с помощью линейки,   через  рамочку,
- смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание  из-за пропуска  деталей,
-такой ребенок самым первым начинает читать текст вслух, т.к.не может следить за текстом,
- в учебниках и тетрадях должны быть  закладки,
- нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.
9. ГЛАУКОМА
Повышение глазного давления по причине нарушения оттока внутриглазной жидкости.
Рекомендации:
-   недопустим  резкий эмоциональный всплеск,
недопустимо
-  переутомление,
-  длительное пребывание в темном помещении,
-  резко менять температуру окружающей среды,
-  физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей),
-  место ученика  в передней половине помещения,
-  освещенность  рабочей  поверхности-500 лк.,
-  необходимо оборудовать рабочее место ребенка автономным освещением (настольная  лампа с сенсорным  выключателем),
-  допустимая зрительная нагрузка - 10 минут, отдых- 1 минута
( упражнения на восприятие с помощью сохранной чувствительности других модальностей),
- исключается участие ребенка в экскурсии, занятии на природе в жару, на ярком солнце,
- работать с натуральными изобразительными пособиями без мелкой деталировки,
- подбирать наглядный материал с рельефно-цветовым исполнением,
- при остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия, проконсультироваться у офтальмолога
10. КАТАРАКТА
Помутнение хрусталика.
Афакия – оперированная катаракта (глаз без хрусталика)
Рекомендации:
- иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение,
- сидеть в классе  во второй половине класса,
- допустимая зрительная нагрузка 10-15 минут,
- отдых 7-10 минут ( работа на слух, устное выполнение заданий),
- использовать демонстрационные приемы ( показ таблиц, схем, натуральных пособий),

- для учащихся с афокией  ограничивать  физические  нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести,  недопустимы сильные сотрясения тела.

Комментариев нет:

Отправить комментарий