четверг, 30 января 2014 г.

Подготовка незрячего ребенка к пониманию рельефных картинок


 Картинки играют большую роль в развитии нормально видящего ребенка. Это настолько хорошо известно, что не требует в данной статье специального доказательства. Однако обычные, даже цветные картинки мало доступны незрячим детям с остаточным зрением и совсем недоступны тотально слепым малышам. Специальные рельефные картинки, рассчитанные на детей с глубокими нарушениями зрения, многие годы можно было найти, в основном, в учебниках для начальных классов школ для слепых детей. Подчеркиваю, что речь идет не о рельефных чертежах, схемах, картах, а именно о картинках. Детские книжки с рельефными картинками, а также отдельные картинки для незрячих дошкольников в России не издавались. Исключением являлась только книга О.И.Егоровой «Приключения сказочного человечка», выпущенная издательством «Просвещение» в 1983 г.С совершенствованием технологий, позволяющих получать рельефные точки и линии, начали создаваться специальные картинки для незрячих детей. Несомненно, создание рельефных картинок (особенно для детей дошкольного возраста) является большим шагом вперед в области разработки специальных средств развития детей, но недостаточным для того, чтобы эти картинки были детям понятны и интересны.Таким образом, наиболее актуальными в настоящее время являются две проблемы: как научить незрячего ребенка понимать картинки и как вызвать у него к ним интерес. Это обусловлено тем, что наличие даже самых удачных рельефных картинок (в том числе и иллюстраций к сказкам) без специального обучения незрячих детей пониманию рельефных изображений практически мало что прибавляет к их развитию. Что касается нормально видящих детей, то их тоже обучают пониманию картинок, но благодаря зрению процесс этот протекает для родителей незаметно.Постепенно от правильного восприятия предметных картинок ребенок переходит к пониманию действий, изображенных персонажей, а затем и к пониманию сюжета картинки.Осязательное восприятие рельефных изображений формируется значительно сложнее и помощь взрослого (педагога и родителей) здесь еще более значима. Еще раз подчеркну, что само наличие рельефной картинки под пальцами ребенка не обеспечивает понимание ее содержания.Незрячему ребенку научиться понимать рельефный рисунок только с помощью осязания гораздо сложнее, чем его нормально видящему сверстнику научиться понимать рисунки с опорой на зрение. Но учить незрячего малыша понимать рельефные картинки надо обязательно. Если ребенок научится «читать» рельефные рисунки в дошкольный период, то в школе ему гораздо легче будет понимать иллюстрации в учебниках.Четко прописанных научно разработанных методик обучения незрячих дошкольников чтению рельефных картинок в отечественной тифлологии пока нет. Вместе с тем, накопленный практиками опыт (М.М. Егоршиной — учителем-дефектологом Консультативно-практического центра по реабилитации детей со зрительной патологией, О.И. Егоровой — учителем тифлографики московской школы-интерната для слепых детей и др.) позволяет сформулировать некоторые методические рекомендации.Для того чтобы незрячий ребенок научился понимать контурный рисунок, его предварительно надо познакомить непосредственно с самим изображенным предметом, по возможности сделать макет этого объекта (например, из пластилина), разрезать его пополам, обследовать линию контура разреза. Ведь именно на разрезе объемный предмет становится плоским.Если у ребенка не сложилось четкого представления об объекте, то восприятие рисунка вызовет большие трудности и он может быть не понят. В процессе обучения ребенка обследованию предметов следует помочь ему распределить функции рук: одна ведущая, а другая контролирующая. Например, пальцы одной руки фиксируются на выбранной точке отсчета (так, при обследовании прямоугольника, ею может быть вершина одного из углов фигуры), а пальцы другой руки от точки фиксации движутся по контуру до соединения с пальцами, фиксирующими начало обследования (т.е. точки отсчета).На следующем этапе надо поупражнять ребенка в обследовании предметов, а затем и рельефных изображений сразу двумя руками. Движение рук при этом может быть симметричным. Например, при обследовании рисунка яблока, матрешки, елочки и др. объектов руки могут двигаться синхронно по разные стороны от одной начальной точки, т.е. от одного места.Важно поупражнять ребенка в сохранении направления движения при обследовании рельефного изображения. Чтобы ребенок смог понять изображенную на рисунке ситуацию, необходимо сначала понять изображение отдельных объектов, из которых составлен сюжетный рисунок.При «просмотре» (обследовании) рельефных картинок кожа на подушечках пальцев должна быть в хорошем состоянии – сухая, без порезов, ожогов и не истонченная, что бывает, например, при заживании ран. В противном случае картинки будут вызывать у ребенка неприятные ощущения, а руки будут плохо скользить. Перед обследованием картинок руки следует хорошо вымыть теплой водой.В рельефных рисунках как правило, используются различные линии: сплошные, пунктирные, точечные. Каждая линия несет свою смысловую нагрузку. Подготовить детей к пониманию рельефных картинок родителям как и педагогам большую помощь могут оказать специальные пособия: «Рельефно-графическая грамота для слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста» и «Приключения сказочного человечка». Приобрести эти пособия можно на предприятии ИПТК «Логос» ВОС. Названные альбомы разработаны специалистами-тифлологами. Особенно хочу выделить второе пособие. Разработано оно О.И. Егоровой — одним из самых квалифицированных педагогов, обучающих незрячих детей чтению рельефных изображений, а также рисованию, лепке и другим видам изобразительного творчества. Пособие позволяет в увлекательной игровой форме готовить инвалидов по зрению к пониманию рельефных изображений. Более того, иллюстрации в нем выполнены не только в рельефе, но и в цвете. Наличие цвета позволяет детям, имеющим остаточное зрение, использовать и руки, и глаза. А это делает восприятие более полным.

Использованная литература:1.В.З. Денискина. Подготовка незрячего ребенка к пониманию рельефных картинок.2.Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Развитие сенсорной сферы детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий