Перечень программно-методических документов по
диагностике, воспитанию, обучении, развитию и (ре)абилитации детей с нарушением
зрения
Специальные программы и диагностические материалы
Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада.
Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.:
Просвещение, 1997. – С. 3-158.
Аннотация
Программы детского сада разбиты на два раздела.
Первый раздел включает следующие общеобразовательные программы:
· Развитие речи
· Формирование элементарных математических
представлений
· Ознакомление с окружающим миром
· Изобразительное искусство
· Физическое воспитание
· Трудовое обучение
· Игра
Таким образом, общеобразовательные программы
составлены с учетом основных видов детской деятельности.
Одновременно с общеобразовательным процессом
осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление
отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Содержание
коррекционной работы в детском саду отражено во втором разделе сборника
программ и включает программы следующих коррекционных курсов:
· Развитие зрительного восприятия
· Коррекция нарушений речи
· Развитие осязания и мелкой моторики
· Ориентировка в пространстве
· Социально-бытовая ориентировка
· Ритмика
· Лечебная физкультура.
Конечной целью является стабилизация всего хода
психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в
общеобразовательную школу и общество сверстников.
Специальные коррекционные программы для дошкольников
с тяжелыми нарушениями зрения. / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.:
Образование, 1995.
Аннотация
Программы отражают достижения отечественной и
зарубежной тифлопедагогики и опыт работы Центра по воспитанию слепых
дошкольников Санкт-Петербурга.
Данный сборник включает следующие материалы:
· Коррекционную программу по пространственной
ориентировке слепых дошкольников, методические рекомендации по обучению
пространственной ориентировке слепых дошкольников, а также методику
обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной
ориентировке ребенка со зрительной патологией.
· Коррекционную программу по тифлографике для слепых
дошкольников, методические рекомендации к работе по тифлографике со слепыми
дошкольниками, а также карту обследования готовности слепых детей к усвоению
программы по тифлографике.
· Коррекционную программу по формированию
коммуникативной деятельности у слепых дошкольников, методические рекомендации к
работе тифлопедагога по формированию коммуникативной деятельности слепых
дошкольников, а также примерную карта обследования уровня сформированности
неречевых средств общения у детей с тяжелой патологией зрения.
· Коррекционную программу по физическому воспитанию
слепых дошкольников, методические рекомендации к работе тифлопедагога по
физическому воспитанию слепых дошкольников и карту обследования физического
развития ребенка.
· Рекомендации по проведению занятий по лечебной
физкультуре с дошкольниками с тяжелой зрительной патологией.
Таким образом, к каждой программе прилагаются
методические рекомендации по ее реализации и методика диагностического
обследования. Кроме того, к каждой программе дан список рекомендуемой
литературы.
Денискина В.З., Петрова Г.П. Развитие обоняния у
детей с нарушением зрения //Дефектология. - №4. – 2005.- С. 58-62.
Аннотация
В статье приводится программа по развитию
обонятельной чувствительности у детей с нарушением зрения. В объяснительной
записке показано значение этого курса для социализации этой категории детей,
сформулированы задачи курса, основные направления коррекционно - компенсаторной
работы к развитию обоняния у детей, а также основные методические подходы при
планировании и проведении соответствующих коррекционных занятий.
Денискина В.З. Взаимосвязь дошкольного и начального
образования детей с нарушением зрения //Воспитание и обучение детей с
отклонениями в развитии». - №5. - 2007. – С. 20-28.
Аннотация
В статье приводится современная классификация детей
с нарушением зрения по остроте зрения (слепые, слабовидящие, дети с пониженным
зрением), раскрывается взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с
нарушением зрения в тесной взаимосвязи с глубиной и временем поражения
зрительного анализатора.
Обучение и коррекция развития дошкольников с
нарушенным зрением: Методическое пособие / Авторский коллектив: В.А.
Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др. – СПб.: Образование, 1995. –
С.7-74.
Аннотация
Первая часть книги («Научно-методические основы
организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для
детей с нарушением зрения») содержит пакет научно-методической документации для
организации коррекционно-педагогического процесса и восстановительного лечения
зрения детей в ДОУ для детей с нарушением зрения. В частности, она включает
функциональные обязанности специалистов ДОУ (тифлопедагога, методиста,
психолога, педагога консультативной группы, врача-офтальмолога, инструктора по
лечебной физкультуре и др.); перечень оборудования для кабинета тифлопедагога;
схему обследования дошкольников с нарушением зрения, позволяющую выявлять
уровень развития ребенка, наличие и характер вторичных отклонений в его
развитии; методические рекомендации по коррекционному воспитанию, развитию и
обучению детей с нарушением зрения.
Вторая часть книги («Коррекционно-развивающие
программы для дошкольников с нарушенным зрением») включает программы следующих
коррекционных курсов: «Развитие зрительного восприятия и знакомство с
окружающим миром» и «Формирование общения», «Изобразительная деятельность».
Пособие отражает многолетний уникальный опыт работы
специализированных детских садов Санкт-Петербурга под руководством
преподавателей кафедры тифлопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К.. Оценка
готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. Учебное пособие /
Под ред.Г.В.Никулиной. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – 84 с.
Аннотация
Раскрываются современные подходы к образованию детей
с нарушением зрения и теоретические основы проблемы готовности к школьному
обучению. Описываются особенности контингента школ слепых и слабовидящих.
Приводятся методика тифлопедагогического обследования детей с нарушением
зрения.
Методическое обеспечение специальных программ для
ДОУ для детей с нарушением зрения
Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая
среда в дошкольных образовтельных учреждениях компенсирующего вида:
Учебно-методическое посоие.- М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006. – 90 с.
Аннотация
В пособии раскрываются общие дефектологические
подходы к организации коррекционно-развивающей среды в специальных дошкольных
учреждениях компенсирующего вида для детей с отклонениями в развитии.
Авторы рассматривают среду как действенное средство
предупреждения и коррекции недостатков развития, связанных с первичным дефектом
(слепотой, глухотой, интеллектуальной недостаточностью и др.). В пособии
выделены основные блоки, кабинеты и модули коррекционно-развивающей среды.
Приводятся требования и рекомендации по подбору игрушек, дидактического
материала в коррекционно-воспитательной работе, приводится примерный перечень
игрушек и оборудования для детей с отклонениями в развитии.
Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной
работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД, 1998. – 261
с.
Аннотация
В монографии обобщены многолетние исследования
автора, отражающие проблему помощи детям с косоглазием и амблиопией во
взаимосвязанном единстве психолого-педагогической и медицинской коррекции
отклонений в развитии.
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у
детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга: изд-во
«Адель», 1998. – 118 с.
Аннотация
Дидактический материал предназначен для занятий по
математике в подготовительной к школе группе детского сада для детей с
нарушениями зрения. На примере математических заданий, которые даются поэтапно,
показана коррекционно-компенсаторная работа по развитию способов зрительного
восприятия, зрительной ориентации и активизации зрительных функций у детей с
нарушением зрения. В процессе выполнения детьми предлагаемых заданиях педагоги
могут комплексно решать общеобразовательные и коррекционно-восстановительные
задачи, так как специально организованное обучение направлено на развитие
зрительно-сенсорного опыта в процессе выполнения детьми предметно-практических
действий.
Ремезова Л.А. Формирование геометрических
представлений у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. -
Тольятти. 2002. – 254 с.
Аннотация
В пособии даны планы занятий по формированию геометрических
представлений у дошкольников с нарушением зрения. Содержание занятий
соответствует программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений
IV вида (детский сад) и отражает планирование с учетом возраста детей (младшая,
средняя, старшая и подготовительная группы).
Пособие адресовано тифлопедагогам и воспитателям ДОУ
для детей с нарушением зрения. Оно также будет полезно логопедам, психологам,
музыкальным руководителям, родителям детей.
Ремезова Л.А.,Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование
у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин:
Методическое пособие. – Самара:. Изд-во СГПУ, 2004. – 227 с.
Аннотация
В пособии раскрыты особенности восприятия детьми с
нарушением зрения величины предметов и методика формирования у них
представлений о величине и измерении величин в условиях детского сада для детей
с нарушением зрения. В пособии даны планы соответствующих занятий у
дошкольников с нарушением зрения. Содержание занятий соответствует программам
специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (детский сад) и
отражает планирование с учетом возраста детей (младшая, средняя, старшая и
подготовительная группы).
Пособие адресовано тифлопедагогам и воспитателям ДОУ
для детей с нарушением зрения: Оно также будет полезно логопедам, психологам,
музыкальным руководителям, родителям детей.
Социализация дошкольников с нарушением зрения
средствами игры / Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006. – 72 с.
Аннотация
Книга отражает опыт работы дошкольного образовательного
учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. Содержащиеся в
ней статьи («Слепой ребенок в группе для детей с косоглазием и амблиопией»,
«Организация игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении для
детей с нарушением зрения», «Создание условий для игровой деятельности
дошкольников с нарушением зрения» и др.) адресованы учителям-дефектологам,
воспитателям, а также родителям дошкольников с патологией зрении.
Представленный материал может служить методическими рекомендациями по работе с
детьми данной категории.
Сековец Л.С. Физическое воспитание детей дошкольного
возраста с монокулярным зрением. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный
центр, 2000, - 143 с.
Аннотация
В монографии раскрываются особенности физического
развития и состояния двигательной подготовленности дошкольников с косоглазием и
амблиопией; излагаются пути оптимизации коррекционно-педагогической работы,
направленной на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением
зрения.
Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по
физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Н.
Новгород: Изд-во Ю.А. Николаева, 2001. – 168 с.
Аннотация
В книге рассматриваются особенности физического
развития дошкольников с нарушением зрения, раскрываются вопросы комплексного
подхода к физическому воспитанию детей с нарушением зрения, организационных
форм физической культуры в дошкольных учреждениях компенсирующего и
комбинированного видов для детей с нарушением зрения.
В приложении к книге содержится весьма полезная
информация для реализации содержания программы физического воспитания детей с
нарушением зрения: примерный режим дня в различное время года, рекомендации к
физическим нагрузкам, перечень оборудования и приспособлений для обучения детей
основным движениям и т.п.(всего 10 приложений).
Потемкина А.В. Методика обучения изобразительной
деятельности и тифлографика. Учебно - методическое пособие.
Аннотация
Общая направленность пособия заключается в выделении
особенностей изобразительной деятельности детей с нарушением зрения и раскрытию
ее значения для коррекции и компенсации познавательной деятельности слепых и
слабовидящих детей, их развития.
Большое внимание уделяется вопросам формирования
графических навыков у слепых и слабовидящих детей, анализу основных видов
изобразительной деятельности на основе сравнения категорий нормально видящих,
слабовидящих и слепых.
Пособие предназначено для студентов тифлоотделения
факультета коррекционной педагогики, но будет очень полезно
педагогам-практикам.
Корнилова И.Г. игра и творчество в развитии общения
старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. – М.:
Изд-во «Экзамен», 2004. – 160с.
Аннотация
Автор показывает, как, организуя креативную игру и
участвуя в ней, взрослый может устанавливать доверительные отношения с детьми,
развивать у них активность и самостоятельность в познании окружающего мира.
В отличие от традиционной игры-драматизации, где
заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная
игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения, а
также служит коррекционным целям.
Книга адресована педагогам и воспитателям дошкольных
учреждений, а также родителям.
Ремезова Л.А. Развитие конструктивной деятельности у
старших дошкольников с нарушениями зрения. — Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2002. -
135 с.
Аннотация
В книге представлены результаты экспериментального
исследования особенностей конструктивной деятельности дошкольников с нарушением
зрения, а также конкретные рекомендации по организации и проведению с детьми
занятий по конструированию.
Книга адресована тифлопедагогам, воспитателям
дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения.
Ремезова Л.А. Обучение дошкольников с нарушениями
зрения конструированию из строительного материала. - Самара: изд-во СПГУ, -
2003. – 2008..
Аннотация
В книге представлена методика обучению
конструированию дошкольников с нарушением зрения, даны планы занятий по
конструированию по 4-м годам обучения, содержание которых соответствует
возрастным и зрительным возможностям детей.
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в
процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно-методическое
пособие для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008. –
87 с.
Аннотация
В пособии рассматриваются вопросы методики обучения
предметному рисованию детей с нарушением зрения, даются методические
рекомендации по развитию зрительного восприятия в процессе обучения детей
рисованию, приводятся конспекты занятий с учетом постепенного нарастания
сложности изображения предметов.
Представленный в пособии дидактический материал
позволяет учить детей понимать форму, величину и пространственные положения
предметов окружающего мира.
Пособие адресовано педагогам детских садов и школ
для детей с нарушением зрения (слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и
амблиопией), а также их родителям для занятий с детьми дома.
Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред.
Л.И. Солнцевой и Е.Н. Подколзиной. Второе, переработанное издание. – М., 2005.
– 266 с.
Аннотация
В пособии раскрываются особенности воспитательной
работы в области физического, трудового, умственного, нравственного и
эстетического воспитания слепых дошкольников. Кроме того, раскрываются некоторые
особенности развития слепого ребенка дошкольного возраста, показана специфика
игры слепого дошкольника и обучения ориентировке в пространстве и основным
движениям, даются рекомендации по подготовке слепого ребенка к школе в условиях
семьи.
Приведенные материалы могут быть использованы
воспитателями при работе со старшими дошкольниками и при консультировании их
родителей, а также воспитателями младших классов школ слепых, особенно в первые
месяцы пребывания детей в школе.
Хорош С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого
дошкольника. – М.: ВОС, 1983. - 56 с.
Аннотация
В пособии показано значение игрушки в воспитании
слепого дошкольника на разных этапах его развития, раскрыта роль игрушки как
действенного средства для предупреждения и коррекции недостатков развития,
связанных со слепотой. В работе раскрываются особенности ориентировочных и
игровых действий слепых дошкольников с различными видами игрушек, даются
рекомендации по выбору игрушек для детей младшего, среднего и старшего
дошкольного возраста, по использованию различных видов игрушек в
коррекционно-воспитательной работе.
Работа адресована тифлопедагогам и воспитателям, но
полезна и родителям незрячих дошкольников.
Методическое обеспечение коррекционных программ и
коррекционной работы в ДОУ для детей с нарушением зрения
Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога
детского сада для детей с нарушением зрения //Дефектология. - №3 и №6. – 2002.
Аннотация
Раскрывается основное содержание работы
тифлопедагога дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением
зрения. Обобщен многолетний опыт работы тифлопедагогов г. Москвы и других
регионов России. Использованы также материалы различных публикаций.
Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ:
Учебно-методическое пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по курсу
«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения»/ Сост.
Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. – Челябинск: Изд-во «Букватор», 2006. – 113 с.
Аннотация
Сделана попытка систематизации работы тифлопедагогов
ДОУ , их документации и планирования коррекционно-образовательного процесса.
Пособие содержит памятку начинающему тифлопедагогу, примерный график с
содержанием рабочего дня. Даются разъяснения к разделу «Коррекционная работа в
детском саду» программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
IVвида под редакцией Л.И. Плаксиной (М.: Просвещение, 1997).
Методическое обеспечение сенсорного развития для
детей с нарушением зрения в ДОУ
К разделу «Развитие зрительного восприятия»
Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В.,
Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий
с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – 2-е
изд., дораб. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 72 с.
Аннотация
В пособии изложена система перцептивного обучения
детей, включающая теоретическое обоснование, верифицированные в
экспериментальных исследованиях методы диагностики и компенсации нарушений
восприятия и связанных с ним других познавательных процессов у детей со слабым
зрением дошкольного и младшего школьного возраста.
Книга содержит дидактический материал, она окажет
практическую помощь психологам, педагогам, воспитателям и родителям в создании
условий и организации коррекционной работы, в использовании большого набора
методик.
Занятия по развитию зрительного восприятия у
дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Сост. Л.А.
Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины
Волковой, 2007. — 176 с.
Аннотация
Методические рекомендации разработаны к разделу
«Развитие зрительного восприятия» Программ специальных (коррекционных)
образовательных учреждений IV вида. Рекомендации включают дифференцированные
задачи коррекции и развития зрительных функций, формирования и уточнения знаний
о свойствах и качествах предметов, а также задачи по развитию сенсорных
операций. Материалы представлены по годам обучения: тематическое планирование,
конспекты занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с
нарушениями зрения с трех до семи лет, а также рекомендации по организации и
проведению такого рода занятий с учетом индивидуального и дифференцированного
подходов.
Работа адресована учителям-дефектологам
(тифлопедагогам) дошкольных образовательных учреждений, воспитателям, старшим
воспитателям, родителям, воспитывающим детей с нарушениями зрения.
Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у
дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. - Тольятти. 2002. – 147
с.
Аннотация
В пособии раскрыты особенности оценки и выделения
информативных признаков цвета и контрастности, основ цветовой грамотности, а
также даны планы занятий по формированию представлений о цвете у дошкольников с
нарушением зрения. Содержание занятий соответствует программам специальных
(коррекционных) образовательных учреждений IV вида (детский сад) и отражает
планирование с учетом возраста детей (младшая, средняя, старшая и
подготовительная группы). В приложениях приводится развернутая методика
исследования восприятия цвета и представлений о цвете,
Пособие адресовано тифлопедагогам и воспитателям ДОУ
для детей с нарушением зрения: Оно также будет полезно логопедам, психологам,
музыкальным руководителям, родителям детей.
К разделу «Развитие осязания и мелкой моторики»
Денискина В.З., Костючек Н.С. Содержание и методы
коррекционной работs по развитию осязания //Особенности проведения занятий со
слепыми детьми в часы коррекции: Учебно-методическое пособие /Под ред. Л.И.
Солнцевой. – М., 1990. – С. 25- 45.
Аннотация
В работе показаны значение развития осязания и
мелкой моторики пальцев рук для социальной реабилитации детей с нарушением
зрения, раскрыты приемы осязательного обследования различных объектов, дана
методика развития осязания и мелкой моторики в различных видах
предметно-практической деятельности.
К разделу «Ориентировка в пространстве»
Занятия по развитию ориентировки в пространстве у
дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [Сост Л. А.
Дружинина и др.; науч. ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины
Волковой, 2008. — 206 с.
Аннотация
Методические рекомендации разработаны согласно
Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида,
разделу «Развитие ориентировки в пространстве».
Пособие включает апробированные материалы примерного
тематического планирования по годам обучения, предусмотренным программой,
программные задачи, конспекты занятий по развитию ориентировки в пространстве у
дошкольников с нарушениями зрения с трех до семи лет.
Данное пособие адресовано учителям-дефектологам
(тифлопедагогам) дошкольных образовательных учреждений, воспитателям, старшим
воспитателям, родителям, воспитывающим детей с нарушениями зрения.
К разделу «Социально-бытовая ориентировка»
Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с
дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации / [Сост Л.
А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во
Марины Волковой, 2008. — 118 с.
Аннотация
Методические рекомендации разработаны согласно
Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждении IV вида.
Включают апробированные материалы тематического
планирования, конспектов занятий по развитию социально-бытовой ориентировки у
дошкольников с нарушениями зрения по четырем годам обучения, а также
рекомендации по организации и методике проведения их в условиях индивидуального
и дифференцированного подходов.
Данные рекомендации адресованы учителям-дефектологам
(тифлопедагогам), дошкольных образовательных учреждений, воспитателям, старшим
воспитателям, родителям, воспитывающим детей с нарушениями зрения.
Социально-бытовая ориентировка дошкольников с
нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных
коррекционных занятий) /Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства. 2007. –
256 с.
Аннотация
Сборник составлен на основе материалов
опытно-экспериментальной работы ГОУ детский сад компенсирующего вида №2245 (для
детей с нарушением зрения) г. Москвы по теме «Социально-бытовая ориентировка
дошкольников с нарушением зрения».
Показана тесная взаимосвязь коррекционной работы
тифлопедагогов и психолога по формированию социально-адаптивного поведения у
дошкольников с нарушением зрения с осуществляемым в детском саду
общеобразовательным процессом.
Денискина В.З. Формирование специальных знаний,
умений и навыков у учащихся с нарушением зрения на занятиях по
социально-бытовой ориентировке //Формирование социально-адаптивного поведения у
учащихся с нарушением зрения в начальных классах /Под ред. Л.И. Плаксиной. –
Калуга, 1998. – С. 34-70.
Аннотация
В работе представлена методика формирования
специальных коррекционно-компенсаторных и социально-адаптивных знаний, умений и
навыков у детей с нарушением зрения.. Автор предлагает целый ряд специальных
приемов и способов ориентации в окружающей действительности и компенсаторных
способов выполнения предметно-практических действий в условиях глубокого
нарушения зрения.
К разделу «Коммуникативная деятельность»
Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у
слабовидящих детей / Под ред. Л.М. Шипицыно. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
Аннотация
В работе отражена специфика обучения неречевым
средствам общения детей с тяжелыми нарушениями зрения дошкольного и школьного
возраста. Пособие ориентировано на специалистов и родителей детей со зрительной
патологией.
Работа содержит 13 приложений практического
характера ( от примерной карты обследования уровня сформированности у детей
мимики и пантомимики до описания подражательных движений и рекомендаций
родителям), направленных на повышение эффективности коммуникативной
деятельности слабовидящих детей.
Денискина в.З. Учимся улыбаться. – М., 2008. – 44 с.
Аннотация
Работа посвящена важным для социализации слепых и
слабовидящих детей, но трудно формируемым у инвалидов по зрению компонентам
общения – мимике, жесту и позе. Адресована она родителям детей с глубоким
нарушением зрения и специалистам детских садов и школ для детей с нарушением
зрения.
К разделу «Развитие речи»
Новичкова И.В. Формирование умений и навыков
использования сохранных анализаьлров на логопедических занятиях //Формирование
социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных
классах /Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998. – С. 100-117.
Аннотация
В работе показана роль и значение
предметно-практического обучения в коррекции нарушений речи у детей с
патологией зрения за счет активизации сохранных анализаторов при наполнении
речи чувственной информацией.
Методическое обеспечение деятельности психолога в
ДОУ для детей с нарушением зрения
Солнцева Л.И. Психология детей с нарушением зрения
(детская тифлопсихология). – М.: Классикс Стиль, 2006. – 256с.
Аннотация
В книге представлены теоретические положения,
раскрывающие закономерности психического развития детей с нарушением зрения,
пути компенсации и коррекции нарушенных функций, возможности и условия
интеграции их в массовые образовательные учреждения.
Материалы книги основаны на анализе отечественных и
зарубежных психологических исследований детей с поражениями зрения.
Особенности психологической помощи детям с нарушениями
зрения в дошкольном учреждении: Методические рекомендации /Н.Л. Анисимова, И.В.
Новичкова, Л.И. Солнцева. Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 2001. – 96 с.
Аннотация
В книге даны теоретические основы организации
обследования практическим тифлопсихологом детей с нарушениями зрения, показаны
основные функции психолога в дошкольном учреждении для детей с нарушением
зрения, отражена специфика работы тифлопсихолога, раскрыты принципы адаптации
диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями
зрения разных возрастных групп.
Методическое обеспечение работы с детьми с
нарушением зрения, имеющими сложную структуру дефекта
Подколзина Е.Н. Индивидуальные коррекционные занятия
тифлопедагога с дошкольниками, имеющими тяжелую зрительную патологию и
сопутствующие заболевания. М.: Российская государственная библиотека для
слепых, ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2008. – 47 с.
Аннотация.
В брошюре на примере занятий с одним ребенком
излагается опыт проведения автором индивидуальных коррекционных занятий с
дошкольниками, имеющими глубокую зрительную патологию и сопутствующие
заболеваниями, а также консультативной работы с их родителями. Работа эта
осуществлялась на базе лаборатории содержания и методов обучения детей с
нарушением зрения Института коррекционной педагогики РАО.
Работа направлена на привлечение родителей к
процессам (ре)абилитации и интеграции своего ребенка с проблемами развития.
Работа адресована учителям-дефектологам,
воспитателям, старшим воспитателям и родителям детей, имеющим тяжелую
зрительную патологию и сопутствующие заболевания.
Максютова Р.Д. Формирование умений самообслуживания
и культуры поведения умственно отсталых детей с нарушением зрения
//Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в
начальных классах /Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998. – С. 118-133.
Аннотация
В работе представлены методические рекомендации по
социализации умственно отсталых детей с патологией зрения.
Обеспечение взаимосвязи медицинской и педагогической
коррекции в ДОУ для детей с нарушением зрения
Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение
косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в
специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994. – 33 с.
Аннотация
Рекомендации предназначены для
детских-врачей-офтальмологов, сестер-ортоптисток, а также тифлопедагогов и
воспитателей специализированных дошкольно-школьных учреждений для детей с
нарушением зрения.
Жохов В.П., Кормакова И. А., Плаксина Л.И..
Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией:
Методическое пособие. – М., 1989. – 54 с.
Аннотация
В методическом пособии рассматривается проблема
восстановления зрения и зрительного восприятия у детей, страдающих косоглазием
и амблиопией, в условиях специализированного детского сада. Изложены методы
лечения косоглазия и амблиопии, а также содержание и методика
коррекционно-педагогической работы по развитию зрения и зрительного восприятия.
Пособие адресовано педагогам и медицинским
работникам детских садов и школ для детей с нарушением зрения.
Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание
медико-педагогической помощи дошкольном учреждении для детей с нарушением
зрения: Методическое пособие. – М.: Изд-во ГороД, 1998. – 56 с.
Аннотация
В пособии раскрывается комплексный подход к
восстановлению зрения и коррекции отклонений в развитии детей с косоглазием и
амблиопией в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением
зрения. В частности, освещаются вопросы организации и содержания лечения
глазных болезней, приводится рекомендуемый типовой комплект приборов, аппаратов
и инструментов, объем работы офтальмологического медицинского персонала;
показана взаимосвязь содержания коррекционно-педагогической работы с
лечебно-восстановительной.
Пособие, прежде всего, адресовано
врачам-офтальмологам и сестрам-ортоптисткам, тифлопедагогам и воспитателям,
работающим в ДОУ для детей с нарушением зрения.
Малеева З.П., Алексеев О.Л. Подготовка детей с
нарушениями зрения к его лечению с помощью специальных медицинских аппаратов:
Монография / ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». –
Екатеринбург, 2005. – 175 с.
Аннотация
В монографии показана роль тифлопедагога ДОУ в
подготовке дошкольников к восстановительному лечению функциональных нарушений
зрения с использованием медицинских аппаратов, приводятся характеристики
достаточного уровня готовности детей с нарушением зрения к занятиям на
различных лечебно-диагностических аппаратах в плеоптический и ортоптический
периоды восстановительного лечения а также соответствующие методические
материалы.
Считаю данную информацию очень полезной, хотелось бы поделиться материалом из личного опыта, для получения информации можете перейти по ссылке http://empedagog.blogspot.ru/p/blog-page_1984.html
ОтветитьУдалить